|
На основе ЭЛТ
Мониторы на основе ЭЛТ - наиболее распространенные устройства отображения информации. Используемая в этом типе мониторов технология была разработана много лет назад и первоначально создавалась в качестве специального инструментария для измерения переменного тока, то есть для осциллографа.
Принцип действия мониторов на основе ЭЛТ заключается в том, что испускаемый электронной пушкой пучок электронов, попадая на экран, покрытый специальным веществом - люминофором, вызывает его свечение. Конструкция ЭЛТ монитора представляет собой стеклянную трубку, внутри которой находится вакуум. С
фронтальной стороны внутренняя часть стекла трубки покрыта люминофором. В качестве люминофоров для цветных ЭЛТ используются довольно сложные составы на основе редкоземельных металлов - иттрия, эрбия и других. Люминофор - это вещество, которое испускает свет при бомбардировке его заряженными частицами.
Для создания изображения в ЭЛТ мониторе используется электронная пушка, которая испускает поток электронов сквозь металлическую маску или решетку на внутреннюю поверхность стеклянного экрана монитора, которая покрыта разноцветными люминофорными точками. Электроны попадают на люминофорный слой, после
чего энергия электронов преобразуется в свет, то есть поток электронов заставляет
точки люминофора светиться. Эти светящиеся точки люминофора формируют изображение на мониторе. Как правило, в цветном ЭЛТ мониторе используется три электронные пушки, в отличие от одной пушки, применяемой в монохромных мониторах.
На пути пучка электронов, обычно находятся дополнительные электроды: модулятор, регулирующий интенсивность пучка электронов и связанную с ней яркость изображения; фокусирующий электрод, определяющий размер светового пятна, а также размещенные на основании ЭЛТ катушки отклоняющей системы, для изменения направления пучка. Любое текстовое или графическое изображение на экране
монитора состоит из множества дискретных точек люминофора, называемых пикселами и представляющих собой минимальный элемент изображения - растра.
Формирование растра в мониторе производится с помощью специальных сигналов, поступающих на отклоняющую систему. Под действием этих сигналов производится сканирование луча по поверхности экрана по зигзагообразной траектории от левого верхнего угла до правого нижнего. Ход луча по горизонтали
осуществляется сигналом строчной (горизонтальной) развертки, а по вертикали — кадровой (вертикальной) развертки. Перевод луча из крайней правой точки строки
в крайнюю левую точку следующей строки (обратный ход луча по горизонтали) и из
крайней правой позиции последней строки экрана в крайнюю левую позицию первой строки (обратный ход луча по вертикали) происходит путем управления специальными сигналами обратного хода. Такие мониторы называются растровыми.
Электронный луч в этом случае периодически сканирует экран, образуя на нем
близко расположенные строки развертки. По мере движения луча по строкам видеосигнал, подаваемый на модулятор, изменяет яркость светового пятна и образует видимое на экране изображение. Разрешающая способность монитора определяется
числом элементов изображения, которые он способен воспроизводить по горизонтали и вертикали, например, 640x480 или 1024x768 пикселов.
В отличие от телевизора, где видеосигнал, управляющий яркостью электронного
пучка, является аналоговым, в мониторах PC используется как аналоговый, так и
цифровой видеосигнал. В связи с этим мониторы для PC принято разделять на аналоговые и цифровые. Первыми устройствами отображения информации PC
были цифровые мониторы. В цифровых мониторах управление осуществляется двоичными сигналами, которые имеют только два значения: логической 1 и логического
О ("да"и "нет"). Уровню логической единицы соответствует напряжение около 5В, уровню логического нуля — не более 0,5 В. Поскольку такие же уровни и "О" используются в широко распространенной стандартной серии микросхем на основе
транзисторно-транзисторной логики, или ТТЛ (Транзисторно-транзисторная логика), цифровые мониторы называют ТТЛ - мониторами.
Первые ТТЛ-мониторы были монохромными, в последствие появились цветные. В
монохромных цифровых мониторах точки на экране может быть только светлыми
или темными, различаясь яркостью. Электронно-лучевая трубка монохромного монитора имеет только одну электронную пушку, она меньше цветных ЭЛТ, благодаря
чему монохромные мониторы компактнее и легче других. Кроме того, монохромный
монитор работает с более низким анодным напряжением, чем цветной (15 кВ против 21—25 кВ), поэтому потребляемая им мощность значительно ниже (30 Вт вместо 80—90 Вт у цветных).
В кинескопе цветного цифрового монитора содержатся три электронные пушки:
для красного (Red) зеленого (Green) и синего (Blue) цветов с раздельным управлением, поэтому его называют RGB — монитором. Цифровые RGB-мониторы предназначены для подключения к видеокартам стандарта CGA и EGA. Объем палитры
цветов каждого из мониторов определяется количеством двоичных сигналов, используемых для управления электронными пушками. Видеосигнал на монитор подается по четырем проводам: трем основным (R,G,B), и одному дополнительному (Intensity или Т). Сигнал I изменяет интенсивность трех пушек одновременно. В этом случае говорят о цветной модели 1К.ОВ, позволяющей отобразить 24=16
цветов.
На монитор EGA видеосигнал подается уже по шести проводам: сигналы трех
основных (R, G, В) и трех дополнительных (r, g, b) цветов, позволяющие индивидуально регулировать интенсивность каждой пушки. Такая модель называется Rr, Gg,
Bb. Она позволяет отобразить 26=64 оттенка цвета, однако ее возможности использованы в видеосистеме EGA лишь частично — из-за ограниченного объема видеопамяти для кодирования цвета пиксела используется не более 4 бит, поэтому одновременно можно отобразить только 16 цветов.
Цифровые RGB-мониторы поддерживают и монохромный режим работы с отображением до 16 градаций серого.
Аналоговые мониторы так же, как и цифровые, бывают цветными и монохромными, при этом цветной монитор может работать в монохромном режиме.
Такие мониторы работают с видеокартами стандарта VGA и выше. Они способны поддерживать разрешение более 640x480 пикселов.
Главная причина перехода к аналоговому видеосигналу состоит в ограниченности палитры цветов цифрового монитора. Аналоговый видеосигнал, регулирующий интенсивность пучка электронов, может принимать любое значение в диапазоне от
0 до 0,7 В. Поскольку этих значений бесконечно много, то палитра аналогового монитора не ограничена. Однако видеоадаптер может обеспечить только конечное количество градаций уровня видеосигнала, что в итоге ограничивает палитру всей видеосистемы в целом.
Для понимания принципа формирования растра цветных мониторов следует
представлять механизм цветного зрения. Свет — это электромагнитные колебания в определенном диапазоне длин волн. Человеческий глаз способен различать цвета, соответствующие различным областям спектра видимого излучения, который занимает лишь незначительную часть общего спектра электромагнитных колебаний в
диапазоне длин волн от 0,4 до 0,7.5 мкм. Совокупное излучение длин волн всего
видимого диапазона воспринимается глазом как белый свет. Глаз человека имеет
рецепторы трех типов, ответственные за восприятие цвета и различающиеся своей
чувствительностью электромагнитным колебаниям различных длин волн. Одни из них реагируют на фиолетово-синий,
другие — на зеленый, третьи — на оранжево-красный цвет. Если на рецепторы свет
не попадает, глаз человека воспринимает черный цвет. Если все рецепторы
освещаются одинаково, человек видит серый или белый цвет. При освещении
объекта часть света отражается от него, а часть поглощается. Плотность цвета определяется количеством поглощенного объектом света в
данном спектральном диапазоне. Чем плотнее цветовой слой, тем меньше света отражается и, как следствие, более темным получается оттенок цвета (тон).
Обычно световое излучение возбуждает все рецепторы человеческого глаза одновременно. Зрительный аппарат человека анализирует свет, определяя в нем относительное содержание различных излучений, а затем в мозгу происходит их синтез
в единый цвет.
Благодаря замечательному свойству глаза — трехкомпонетности цветного восприятия — человек может различать любой из цветовых оттенков, поэтому нет
необходимости в непосредственной передаче всех цветов, поскольку достаточно
информации только о количественном соотношении интенсивностей трех основных цветов. С учетом физиологических особенностей цветового зрения, значительно сокращается объем информации о цвете и упрощаются многие технологические
решения, связанные регистрацией и обработкой цветных изображений.
Еще одним важным свойством цветового зрения является пространственное
усреднение цвета, которое заключается в том, что если на цветном изображении
имеются близко расположенные цветные детали, то с большого расстояния цвета
отдельных деталей не различимы. Все близко расположенные цветные детали будут
выглядеть окрашенными в один цвет. Благодаря этому свойству зрения в электронно-лучевой трубке монитора формируется цвет одного элемента изображения из
трех цветов расположенных рядом люминофорных зерен. Рассмотренные свойства
цветового зрения использованы при разработке принципа действия ЭЛТ цветного
монитора. В электронно-лучевой трубке цветного монитора расположены три
электронные пушки с независимыми схемами управления, а на внутреннюю поверхность экрана нанесен люминофор трех основных цветов: красного, синего и зеленого (RGB). Для того, чтобы каждая пушка направляла поток электронов только
на пятна люминофора, соответствующего цвета, в каждом цветном кинескопе имеется специальная цветоделительная маска. На представлена схема образования цветов на экране монитора.
В зависимости от расположения электронных пушек и конструкции цветоделительной маски различают ЭЛТ четырех типов, используемых в современных мониторах:
ЭЛТ с теневой маской (Shadow mask) наиболее распространены в большинстве мониторов, производимых LG, Samsung, Viewsonic, Hitachi, Belinea, Panasonic, Daewoo, Nokia;
ЭЛТ с улучшенной теневой маской (EDP — Enhenced Dot Pitch)
ЭЛТ с щелевой маской (Slot mask) , в которой, люминофорные элементы расположены в
вертикальных ячейках, а маска сделана из вертикальных линий. Вертикальные
полосы разделены на ячейки, которые содержат группы из трех люминофорных
элементов трех основных цветов. Применяется этот тип маски фирмами NEC и Panasonic.
ЭЛТ с апертурной решеткой из
вертикальных линий. (Aperture grill)
Вместо точек с люминофорными элементами трех основных цветов, апертурная
решетка содержит серию нитей, состоящих из люминофорных элементов, выстроенных
в виде вертикальных полос трех основных цветов. По этой технологии производятся
трубки Sony и Mitsubishi.
Конструктивно теневая маска представляет собой металлическую пластину
из специального материала — инвара с системой отверстий, соответствующих
точкам люминофора, нанесенным на внутреннюю поверхность кинескопа.
Температурная стабилизация формы теневой маски при ее бомбардировке электронным
пучком обеспечивается малым значением коэффициента линейного расширения инвара.
Апертурная решетка образована системой щелей, выполняющих ту же функцию, что и
отверстия в теневой маске.
Оба типа трубок (с теневой маской и апертурной решеткой) имеют свои преимущества и области применения. Трубки с теневой маской дают более точное и детализированное изображение, поскольку свет проходит через отверстия в маске с четкими краями. Поэтому мониторы с такими ЭЛТ рекомендуется использовать при
интенсивной и длительной работе с текстами и мелкими элементами графики.
Трубки с апертурной решеткой имеют более ажурную маску, она меньше заслоняет
экран, и позволяет получить более яркое, контрастное изображение в насыщенных
цветах. Мониторы с такими трубками хорошо подходят для настольных издательских систем и других приложений, ориентированных на работу с цветными изображениями. Минимальное расстояние между люминофорными элементами одинакового цвета в теневых масках называется dot pitch (или шаг точки) и является индексом качества изображения. Шаг точки обычно измеряется в миллиметрах (мм).
Чем меньше значение шага точки, тем выше качество воспроизводимого на мониторе изображения. Среднее расстояние между точками люминофора называется зерном. У различных моделей мониторов данный параметр имеет значение от 0,25 до
0,41 мм (у хороших мониторов — не более 0,28 мм). В ЭЛТ с апертурной решеткой
среднее расстояние между полосами называется strip pitch (или шагом
полосы) и измеряется в миллиметрах (мм). Чем меньше значение strip pitch, тем выше качество изображения на мониторе. Нельзя сравнивать
размер шага для трубок разных типов: шаг точек (или триад) трубки с теневой
маской измеряется по диагонали, в то время как шаг апертурной решетки, иначе
называемый горизонтальным шагом точек, - по горизонтали. Поэтому при
одинаковом шаге точек трубка с теневой маской имеет большую плотность точек,
чем трубка с апертурной решеткой. Для примера, 0.25 мм strip pitch приблизительно
эквивалентно 0.27 мм dot pitch.
Помимо электронно-лучевой трубки монитор содержит управляющую электронику, которая обрабатывает сигнал, поступающий напрямую от видеокарты PC. Эта
электроника должна оптимизировать усиление сигнала и управлять работой электронных пушек. Выводимое на экране монитора изображение выглядит стабильным, хотя на самом деле таковым не является. Изображение на экране воспроизводится в
результате процесса, в ходе которого свечение люминофорных элементов инициируется электронным лучом проходящим
последовательно по строкам. Этот процесс происходит с высокой скоростью,
поэтому кажется, что экран светится постоянно. В
сетчатке глаза изображение хранится около 1/20 секунды. Это означает, что если
электронный луч будет двигаться по экрану медленно, глаз воспринимает это как отдельную движущуюся
яркую точку, но когда луч начинает двигаться со высокой
скоростью, прочерчивая на экране строку 20 раз в секунду, глаз различит равномерную линию на экране. Если обеспечить последовательное сканирование лучом
экрана по горизонтальным линиям сверху вниз за время меньшее 1/25 секунды, глаз
воспримет равномерно освещенный экран с небольшим мерцанием. Движение самого луча происходит
настолько быстро, что глаз не в состоянии его заметить. Считается, что мерцание
становится практически незаметным при частоте повторения кадров (проходов луча по всем элемента изображения) примерно 75 в секунду.
Высвеченные пикселы экрана должны продолжать светиться в течение
времени, которое необходимо электронному лучу, чтобы просканировать весь экран и вернуться снова для активизации данного пиксела при прорисовке уже
следующего кадра. Следовательно, минимальное время послесвечения должно быть
не меньше периода смены кадров изображения — 20 мс.
ЭЛТ мониторы имеют следующие основные
характеристики:
Диагональ экрана монитора - расстояние между левым нижним и правым верхним углом экрана, измеряемое в дюймах. Часто под размером понимают размер диагонали монитора,
при этом размер видимой пользователем области экрана обычно несколько меньше, в
среднем на 1", чем размер трубки. Производители могут указывать в
сопровождающей документации два размера диагонали, при этом видимый размер обычно
обозначается в скобках или с пометкой " Viewable size ", но
иногда указывается только один размер, размер диагонали трубки. В качестве стандарта для PC выделились мониторы с диагональю 15", что примерно соответствует
36—39 см диагонали видимой области. Для работы в Windows желательно иметь монитор размером, по крайней мере, 17". Для профессиональной работы с настольными издательскими системами и САПР лучше использовать монитор
размером 20" или 21".
Размер зерна экрана определяет расстояние между ближайшими отверстиями в
цветоделительной маске используемого типа. Расстояние между отверстиями маски
измеряется в миллиметрах. Чем меньше расстояние между отверстиями в теневой
маске и чем больше этих отверстий, тем выше качество изображения. Все мониторы
с зерном более 0,28 мм относятся к категории дешевых и грубых. Лучшие мониторы
имеют зерно 0,26 мм, достигая 0,21 мм у самых дорогостоящих моделей.
Разрешающая способность монитора определяется числом элементов изображения, которые он способен воспроизводить по горизонтали и вертикали. Аналоговые мониторы должны обеспечивать разрешение не ниже 1024x768. Мониторы с диагональю экрана 21 и 24
дюйма поддерживают разрешение до 1600x1200 и выше.
Тип электронно-лучевой трубки следует принимать во внимание при выборе монитора. Наиболее предпочтительны такие типы кинескопов, как Black Trinitron, Black Matrix или Black Planar. Мониторы этих типов имеют особое люминофорное покрытие.
Потребляемая мощность монитора указывается в его технических характеристиках. У мониторов 14" потребляемая мощность не должна превышать 60 Вт.
Покрытия экрана выполняются для придания ему антибликовых и антистатических свойств. Антибликовое покрытие
позволяет наблюдать на экране монитора только изображение, формируемое
компьютером, и не утомлять глаза наблюдением отраженных объектов. Существует
несколько способов получения антибликовой, не отражающей поверхности. Самые
дешевые из них — протравливание и за счет этого придание поверхности шероховатости. Однако графика на таком экране выглядит не резко, качество изображения низкое.
Наиболее популярен способ нанесения кварцевого покрытия, рассеивающего
падающий свет, реализованный фирмами Hitachi и Samsung. Фирма NEC предлагает другое решение, обеспечиваемое с помощью отдельной стеклянной пластины. Антистатическое покрытие необходимо для предотвращения
прилипания к экрану пыли вследствие накопления статичес-
кого электричества.
Защитный экран (фильтр) должен быть непременным атрибутом ЭЛТ-монитора, поскольку медицинские исследования показали, что излучение, содержащее лучи в широком
диапазоне (рентгеновское, инфракрасное, и радиоизлучение), а также электростатические поля, сопровождающие работу монитора, может весьма отрицательно сказываться на здоровье человека.
По технологии изготовления защитные фильтры бывают: сеточные,пленочные и стеклянные. Фильтры могут крепиться к передней стенке монитора, навешиваться на верхний край, вставляться в специальный желобок вокруг экрана или надеваться на монитор.
Сеточные фильтры практически
не защищают от электромагнитного излучения и статического электричества и
несколько ухудшают контрастность изображения. Однако эти фильтры неплохо
ослабляют блики от внешнего освещения, что немало-
важно при интенсивной работе за компьютером .
Пленочные фильтры также не защищают от статического электричества, но значительно повышают контрастность изображения, практически полностью поглощают ультрафиолетовое излучение и снижают уровень рентгеновского излучения.
Поляризационные пленочные фильтры, например, фирмы Polaroid способны поворачивать плоскость поляризации отраженного света и подавлять возникновение бликов.
Стеклянные фильтры производятся нескольких модификаций. Простые стеклянные фильтры снимают статический заряд, ослабляют низкочастотные электромагнитные поля, снижают интенсивность ультрафиолетового излучения и повышают контрастность изображения. Стеклянные фильтры категории «полная защита»
обладают наиболее полной совокупностью защитных свойств: практически не дают
бликов, повышают контрастность изображения в полтора-два раза, устраняют электростатическое поле и ультрафиолетовое излучение, значительно снижают низкочастотное магнитное(менее 1000 Гц) и рентгеновское излучение. Эти фильтры изготавливаются из специального стекла.
Безопасность монитора для человека регламентируется стандартами ТСО: ТСО'92, ТСО'95,
ТСО'99, предложенными Шведской конфедерацией профсоюзов.
ТСО'92, выпущенный в 1992 году, определяет параметры электромагнитного излучения, дает определенную
гарантию противопожарной безопасности, обеспечивает электрическую безопасность
и определяет параметры энергосбережения. В 1995 году стандарт существенно
расширили и назвали ТСО'95, включив в его требования к эргономике мониторов. В
ТСО'99 требования к мониторам ужесточили. В частности, стали жестче требования
к излучениям, эргономике, энергосбережению, пожаробезопасности. Присутствуют
здесь и экологические требования, которые ограничивают присутствие в деталях
монитора различных опасных веществ и элементов, например, тяжелых металлов.
Срок службы монитора
в значительной мере зависит от температуры его нагрева при работе. Если монитор
очень сильно нагревается, то можно ожидать, что срок его службы будет невелик.
Монитор, корпус которой) имеет большое количество вентиляционных отверстий,
соответственно хорошо охлаждается. Хорошее охлаждение препятствует быстрому
выходу его из строя.
|
|
|
|